Праздники Ивана Купалы и Иоанна Крестителя

Home  >>  В мире  >>  Праздники Ивана Купалы и Иоанна Крестителя

Праздники Ивана Купалы и Иоанна Крестителя

праздник Ивана Купалы

Иван Купала — народный праздник, получивший своё название от языческого бога Купалы и христианского святого Иоанна Крестителя.

Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) — летний народный праздник языческого происхождения, приуроченный к христианскому празднику Рождества Иоанна Крестителя, который отмечается 24 июня (7 июля по новому стилю). В купальском празднике соединилось два элемента: языческий и христианский.

Праздник носит название Иван Купала у восточных славян, а также в Польше. Ночь накануне превосходит сам день Ивана Купалы по своему ритуальному наполнению. Кроме восточнославянских стран, Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе, во многих странах является общенациональным и церковным праздником.

Когда отмечается праздник

Дату празднования Ивана Купалы связывается с летним солнцестоянием. По мере распространения христианства эти обряды стали привязываться к Рождеству Иоанна Крестителя.

Дата Рождества Иоанна Предтечи была вычислена на основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном и Иисусом Христом. Праздник оказался близок к летнему солнцестоянию, поскольку Рождество Христово было приурочено к зимнему. Таким образом, под знаком Христа солнце (и длина светового дня) начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться.

С именем Иоанна Крестителя связано национальное название праздника в разных странах. Так как Русская православная церковь живёт по юлианскому календарю, день Рождества Иоанна Предтечи приходится на 7 июля нового стиля, поэтому в России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в странах григорианской датировки — Иванов день там отмечают 24 июня.

Другие названия Ивана Купалы

Известны и другие названия этого праздника: Иванов день, Купала, Колосок, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), Ярило (яросл., твер., нижегород.), «Сонцекрес» (укр.), «Купалле» (белор.), «Купайло» (укр.), «Купайлица» (укр.), Водицы (болг.), Духов-день (болг.), «Еньовдень» (болг.), «Sobótka» (польск.), Кокуй (новг.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белор.), Лада (русин.), Ладо (белор.), Иван-травник, «Копальний Іван» (укр.), Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, «Іван Вядзьмацкі» (белор.), «Іван Калдунскі» (белор.), «Св. Jован Игритель» (серб.), Первый покос, «Варфоломій і Варвара» (укр.), «Rаsos, Rasa» (лит.) — Праздник Росы, Роса, «Saulės» (лит.) — День Солнца, Līgo (латыш.) — Лиго, Рождество Иоанна Крестителя или Рождество Иоанна Предтечи (церк.).

Откуда пошло название праздника

Дохристианское название праздника неизвестно. У белорусов, галицких поляков и прикарпатских словаков купальские огни назывались Соботками — от зап.-слав. sobota «суббота (как день отдыха)».

гадание на Купалле

Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна — переводится с греческого как «купатель, погружатель» (греч. βαπτιστής). Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Некоторые научно-популярные и неоязыческие издания связывают праздник с языческим божеством Купала. Данная точка зрения не разделяется учёными, поскольку крайне сомнительно былое существование в славянском язычестве самого этого божества. Впервые божество «Купала» упоминается в поздней Густинской летописи (XVII век), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество». На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях.

  • Церковные традиции.

Со времён Средневековья обряды и игрища этого дня считались бесовскими и запрещались церковными властями. В Послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи.

В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) также осуждается разгул купальских празднеств, который возводится к «эллинскому» язычеству.

В этот день Русская православная церковь празднует, прежде всего, Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Согласно Евангелию от Луки, родителями Иоанна Предтечи, или Крестителя, были престарелые бездетные супруги, священник Захария и его жена Елисавета. Оба они были праведны, достигли преклонного возраста, но не имели детей (Лк. 1:5-7). «Бездетность у евреев считалась большим несчастьем, даже позором», поэтому, как повествует евангелист, отсутствие детей у супругов повлекло за собой «поношение между людьми» (Лк. 1:25) и молитву супругов о даровании чада, которая была услышана (Лк. 1:13).

Иоанн Креститель — весьма почитаемый христианский святой, о котором сам Христос говорил:

   Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…

Рождество Иоанна Предтечи (Рождество Иоанна Крестителя) — один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица. Действительно, в названиях других православных праздников слово «рождество» (рождение) встречается всего лишь дважды — речь идёт о праздниках Рождества Христова  и Рождества Пресвятой Богородицы. Сам этот факт подчёркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Православной Церковью.

В Католической церкви имеет статус торжества, высшая степень в иерархии католических праздников. В Русской Православной Церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников (не будучи двунадесятым праздником) и празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова, 24 июня (7 июля). День этот всегда приходится на Петров пост.

Святому Иоанну Крестителю молятся при головной боли и за детей. (Таковы традиции народного почитания этого святого). Кроме того, в тот же день, 24 июня (7 июля) православные христиане отмечают память мучеников семь братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (IV век); преподобного Антония Дымского, Новгородского (1224 год); праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских, Новгородских (1566—1569).

обряды девушки костер

В ночь на Ивана Купалу выбирались суженые и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.

В Беларуси по всем дворам собирали старые ненужные вещи и вывозили их на выбранное для торжества место (опушку, поляну, высокий берег реки), где они позже сжигались.

Также празднику Ивана Купалы были посвящены многочисленные пословицы, поговорки и приметы, например, «Иван Купала — обливай кого попало».

Источник

Новости

Игры

Один комментарий so far:

  1. Валико:

    Эх, чето мне так резко захотелось через костер попрыгать))http://www.news-bel.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *